Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.
Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.
С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.
Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности
Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец – это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.
К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.
- К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно. Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать – оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
- В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются, держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев можно сажать ребенка в ходунки?).
- В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки. Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
- По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: в каком возрасте дети начинают самостоятельно ползать?). Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения – он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
- В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.
Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.
Врачи отмечают, что в шесть месяцев дети начинают проявлять активные навыки, которые свидетельствуют о нормальном развитии. В этом возрасте малыши должны уметь удерживать голову в вертикальном положении, переворачиваться со спины на живот и обратно, а также сидеть с поддержкой. Важно, чтобы они проявляли интерес к окружающему миру, тянулись к игрушкам и пытались их хватать.
Развитие моторики у девочек и мальчиков может немного различаться, однако основные критерии остаются одинаковыми. Мальчики могут проявлять большую физическую активность, в то время как девочки часто быстрее осваивают навыки общения и взаимодействия с окружающими. Врачи подчеркивают, что каждый ребенок индивидуален, и важно учитывать его личные достижения и темпы развития. Регулярные проверки у педиатра помогут своевременно выявить возможные отклонения и поддержать ребенка в его развитии.
Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка
Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.
Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи – ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.
Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: сортеры для детей от 6 месяцев и другие игрушки). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.
Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.
Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?
Шесть месяцев – возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.
Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:
- ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
- любит делать прыжки на коленях и попе;
- садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: во сколько ребенок садится самостоятельно?);
- берет игрушки обеими руками;
- гулит, кряхтит и смеется;
- эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
- пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
- пьет из бутылочки и ест с ложечки.
Малыш становится деятелем: он ищет сотрудничества со взрослыми, активно взаимодействует с предметами – уже не просто похлопывает по игрушкам, а умело манипулирует ими – рассматривает, достает, трясет, перекладывает из руки в руку, бросает. Родители по-настоящему имеют основания беспокоиться и обращаться к врачу, если после достижения 6-месячного возраста ребенок однообразен в двигательной активности, не реагирует на обращение, не интересуется происходящим вокруг него.
В шесть месяцев дети начинают активно развиваться, и родители часто задаются вопросом, что именно должен уметь их малыш. В этом возрасте многие дети уже могут переворачиваться, сидеть с поддержкой и проявлять интерес к окружающему миру. Мальчики и девочки в этом возрасте развиваются примерно одинаково, хотя некоторые исследования показывают, что мальчики могут быть чуть более активными. Важно, чтобы ребенок умел следить за движущимися предметами, реагировать на звуки и улыбаться в ответ на общение. Также стоит обратить внимание на развитие моторики: многие дети начинают хватать игрушки и исследовать их. Родители должны создавать безопасную среду, чтобы малыш мог свободно двигаться и развиваться, а также активно взаимодействовать с ним, что способствует его эмоциональному и социальному развитию.
Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов
- Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
- Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки – оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
- Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
- Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
- Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
- Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.
Вопрос-ответ
Какие навыки должны быть у ребенка в 6 месяцев?
Легко переворачивается, сидит с опорой на руки, перекладывает игрушки из руки в руку, ползет к игрушке. Отличает чужих людей, оживляется при виде родителей и других близких, многие осторожничают с посторонними, начинают плакать, если их берет на руки незнакомый человек.
Что точно должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Большинство детей в 6 месяцев уже научились отлично переворачиваться со спины на живот и обратно, управляют обеими руками, многие уже хорошо держат спину и сидят, некоторые уже делают первые попытки ползать.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев мамако?
Мышцы ног и спины уже достаточно окреплинедолго сидит с поддержкой, а некоторые сидят самостоятельно, опираясь руками об пол, но еще не могут садиться самиделает первые попытки встать на ноги у опоры
Что должен уметь говорить ребенок в 6 месяцев?
4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких. 6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»). 9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
Советы
СОВЕТ No1
Следите за физическим развитием вашего ребенка: в 6 месяцев он должен уметь переворачиваться, сидеть с поддержкой и проявлять интерес к окружающему миру. Регулярно проводите время на полу, чтобы стимулировать его движение и исследование.
СОВЕТ No2
Обратите внимание на развитие моторики: предлагайте ребенку игрушки, которые можно держать в руках и которые легко захватываются. Это поможет развивать мелкую моторику и координацию движений.
СОВЕТ No3
Стимулируйте речевое развитие: общайтесь с ребенком, читайте ему книги и пойте песни. В этом возрасте важно, чтобы малыш слышал разнообразные звуки и интонации, что способствует развитию слуха и речи.
СОВЕТ No4
Создайте безопасную и стимулирующую среду: уберите острые предметы и мелкие детали, которые ребенок может проглотить. Обеспечьте доступ к безопасным игрушкам и предметам, которые способствуют обучению и развитию.