Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.
ИНТЕРЕСНО:
сколько спит здоровый новорожденный в 1 месяц?
Что же должен уметь малыш в 1 месяц?
Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:
- Хватательный: если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
- Рефлекс поиска: если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи – мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
- Сосательный: когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
- Рефлекс Моро: если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
- Рефлекс Бабинского: поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
- Рефлекс Бабкина: к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
- Ползание: когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
- Автоматическая ходьба: поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности – маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.
Врачи подчеркивают, что в возрасте одного месяца новорожденный ребенок демонстрирует определенные навыки и умения, которые являются важными показателями его развития. В этом возрасте малыш уже способен реагировать на звуки, особенно на голоса родителей, что свидетельствует о начальных этапах слухового восприятия. Он может фокусировать взгляд на близких объектах, что говорит о развитии зрительного восприятия. Также новорожденный начинает проявлять рефлексы, такие как хватательный рефлекс, когда он инстинктивно сжимает пальцы при прикосновении. Врачи отмечают, что в этот период важно обеспечивать ребенку комфортные условия для сна и бодрствования, а также активно взаимодействовать с ним, чтобы стимулировать его развитие. Умение удерживать голову в вертикальном положении на короткое время также является положительным знаком, указывающим на укрепление мышц шеи. В целом, каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут варьироваться, но наблюдение за этими навыками поможет родителям лучше понимать потребности своего малыша.
Особенности физического развития новорожденного
Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.
У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В “рабочем” режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.
Сводная таблица основных навыков
Сфера развития | Что происходит и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно — мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами. |
---|---|
Зрение | К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд. |
Слух | К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд. |
Сенсорика | Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками. |
Речь | Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием. |
Интеллект | Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы. |
В первый месяц жизни новорожденный проходит важный этап своего развития. Хотя малыш еще не способен на сложные действия, его навыки и умения начинают формироваться. В этом возрасте дети уже могут фокусировать взгляд на предметах, различать свет и тень, а также реагировать на звуки. Они способны различать голоса родителей и часто реагируют на них, что свидетельствует о начальном этапе социального взаимодействия.Младенцы также начинают осваивать навыки моторики: могут поднимать голову, когда лежат на животе, и иногда даже поворачивать ее в сторону. Важно отметить, что каждый ребенок индивидуален, и темпы его развития могут варьироваться. Родители должны помнить, что поддержка и внимание в этот период играют ключевую роль в формировании уверенности и комфорта малыша. Регулярные контакты, общение и игры способствуют гармоничному развитию новорожденного.
Психомоторное развитие ребенка
Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: когда и почему новорожденный начинает улыбаться?). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:
- Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
- У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
- Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность – обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.
Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.
Особое значение для новорожденного имеет его третья неделя жизни, потому что в этот период врожденные (безусловные) рефлексы переходят в условные. Младенец в 1 месяц начинает жить по “правилам”: например, оставшись один, он протяжным и громким криком зовет к себе мать. Как только мама оказывается рядом, он перестает кричать – в этом и заключаются “правила” поведения грудничка.
Психоэмоциональное состояние ребенка
Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш – зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает “агукать”, то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша – так можно вести целые “беседы”.
Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.
Как помочь новорожденному освоить важные навыки
По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:
- В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
- Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
- Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в “диалог”, начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.
Самое главное – все время находиться в контакте с малышом, поддерживать его интерес к окружающему миру. Если мамочка испытала даже небольшой стресс, ей нужно постараться успокоиться и лишь затем подходить к ребенку.
Теперь вы точно знаете, что сможет сделать новорожденный уже в 1 месяц, и заниматься с ним будет вовсе не трудно. Выполняя эти нехитрые рекомендации, вы сможете помочь вашей доченьке или сыночку адаптироваться к новому окружению. Как родители вы способствуете приобретению важнейших знаний – именно об этом постоянно твердит с экрана телевизора известный ведущий доктор Комаровский.
Вопрос-ответ
Что делают новорожденные в первый месяц?
Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте. Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке. Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
Какой месяц самый сложный с новорожденным?
Для родителей наиболее сложным периодом после рождения ребенка является первые 28-30 дней его жизни.
Что должно насторожить в поведении новорожденного?
Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, • крик и плач без видимых на то причин, особенно по ночам, • гипертонус или гипотонус отдельных групп мышц, • различные мелкие гиперкинезы (дрожание), • необычная поза ребенка при лежании на спине (запрокинутая голова), • кривошея, короткая шея, • асимметрия правой и левой
Что является наиболее важным в развитии грудного ребенка?
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития.
Советы
СОВЕТ No1
Обратите внимание на зрительное восприятие вашего малыша. В первый месяц жизни новорожденные начинают различать контуры и цвета. Используйте яркие игрушки и картинки, чтобы стимулировать их зрительное развитие. Развешивайте их на уровне глаз ребенка, чтобы он мог их рассматривать.
СОВЕТ No2
Регулярно проводите время на животике с вашим малышом. Это поможет укрепить его мышцы шеи и спины, что является важным этапом в развитии. Начинайте с коротких сессий по несколько минут и постепенно увеличивайте время по мере привыкания ребенка.
СОВЕТ No3
Обратите внимание на звуковую стимуляцию. Разговаривайте с вашим ребенком, пойте ему песни или включайте спокойную музыку. Это не только способствует развитию слуха, но и помогает установить эмоциональную связь между вами и малышом.
СОВЕТ No4
Следите за реакцией вашего малыша на окружающий мир. В возрасте одного месяца новорожденные могут реагировать на громкие звуки и яркие огни. Наблюдайте за его реакциями и старайтесь создавать комфортную и безопасную среду для его развития.