Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.
Физические показатели и навыки
При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).
Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.
Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.
Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким – возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.
Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.
Врачи отмечают, что в девять месяцев дети демонстрируют значительные достижения в физическом и когнитивном развитии. В этом возрасте большинство малышей уже умеют сидеть без поддержки, ползать и даже вставать, опираясь на мебель. Мальчики и девочки могут различаться в темпах развития, но основные навыки, такие как хватание предметов и манипуляция с игрушками, проявляются у всех.
Также в этом возрасте дети начинают активно исследовать окружающий мир, проявляя интерес к новым звукам и цветам. Врачи подчеркивают, что социальные навыки также развиваются: малыши начинают реагировать на лица, улыбаться и даже подражать простым действиям взрослых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться, но общее стремление к обучению и взаимодействию с окружающими остается общим для всех.
Сводная таблица с навыками
Сфера развития | Что происходит width=»76″>Двигательная активность | Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка. |
Действия с предметами | Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.) | |
Навыки | Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть. | |
Эмоции | Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др. | |
Понимание речи | Может выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других. | |
Самостоятельная речь | Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые слова и ходить?). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким. | |
Интеллект | Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: особенности развития малыша в 8 месяцев). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм. |
Формирование мелкой моторики
Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.
К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:
- развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
- формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.
Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.
Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.
В девять месяцев дети начинают активно исследовать окружающий мир, и их навыки развиваются с удивительной скоростью. В этом возрасте многие малыши уже могут сидеть без поддержки, ползать и даже вставать на ножки, держась за мебель. Мальчики и девочки могут демонстрировать разные темпы развития, но в целом их достижения схожи. Ребята начинают проявлять интерес к играм, активно манипулируя игрушками, а также могут издавать простые звуки и лепетать. Важно отметить, что в этом возрасте дети начинают осознавать социальные взаимодействия, улыбаясь и реагируя на лица взрослых. Родители замечают, что их малыши становятся более независимыми, проявляя характер и предпочтения. Каждый ребенок уникален, и его развитие зависит от множества факторов, включая окружение и поддержку семьи.
Развитие психики ребенка
В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.
Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».
https://youtube.com/watch?v=QDNdcHybGZQ
- Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
- Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.
Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой. Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.
Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей. Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.
Формирование социальных навыков
Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.
Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.
Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.
У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)
- может сидеть самостоятельно;
- из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
- выполнять просьбы взрослых;
- действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
- выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
- по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
- может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
- эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.
Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).
https://youtube.com/watch?v=r1rS4kQqIss
Вопрос-ответ
Что должен знать и уметь ребенок в 9 месяцев?
Он уже начинает вставать на ножки и делать свои первые шажки, держась за опору, умеет садиться и сидеть без поддержки, активно играет и расширяет свои знания о мире. Многие молодые мамочки в этот период стремятся помочь своему ребенку расширить познания об окружающем, быстрее сделать первые шаги.
Что должен уметь говорить ребенок в 9 месяцев?
Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 — 5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами.
Что должно насторожить родителей в 9 месяцев?
Голова ребёнка постоянно повернута или наклонена в одну и ту же сторону, тело малыша изогнуто как буква «С» в одну и ту же сторону, складки на бёдрах сзади под ягодицами не симметричны при смыкании ног, и у мамы нет полной уверенности, что исключена дисплазия.
Что умеет девятимесячный ребенок?
Приподнимает плечи, лежа на животе. Часто способен удерживать легкие предметы, если их вложить ему в руки. Движения конечностей могут стать более плавными. На лице начинает проявляться более живая мимика, отражающая его первые эмоции (иногда ребенок хмурит брови, улыбается, вытягивает губы).
Советы
СОВЕТ No1
Следите за развитием моторики вашего ребенка. В 9 месяцев дети начинают активно ползать и могут пытаться вставать на ноги. Создайте безопасное пространство для игр, чтобы ваш малыш мог свободно исследовать окружающий мир и развивать свои физические навыки.
СОВЕТ No2
Обратите внимание на развитие речи. В этом возрасте дети начинают лепетать и могут произносить простые звуки. Читайте книги, пойте песни и общайтесь с ребенком, чтобы стимулировать его речевую активность и расширять словарный запас.
СОВЕТ No3
Стимулируйте социальное взаимодействие. В 9 месяцев дети начинают осознавать других людей и могут проявлять интерес к общению. Устраивайте встречи с другими детьми и взрослыми, чтобы ваш малыш учился взаимодействовать и развивал социальные навыки.
СОВЕТ No4
Следите за эмоциональным развитием. В этом возрасте дети начинают проявлять привязанность и могут испытывать страх перед незнакомцами. Обеспечьте ребенку стабильную и любящую атмосферу, чтобы он чувствовал себя в безопасности и мог развивать эмоциональную привязанность.