Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка 3-4 лет: с чего начать занятия в домашних условиях?

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

shutterstock_48208105

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи –

фонетико-фонематического

и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Врачи подчеркивают, что моторная и сенсорная алалия у детей 3-4 лет требуют внимательного подхода и раннего вмешательства. Симптомы моторной алалии могут проявляться в виде ограниченного словарного запаса и трудностей с произношением, тогда как сенсорная алалия характеризуется проблемами с пониманием речи. Специалисты рекомендуют начинать занятия с создания комфортной и игровой атмосферы. Важно использовать простые и понятные слова, а также активно вовлекать ребенка в диалог, задавая вопросы и предлагая выбор. Игры с картинками, музыкальные занятия и ролевые игры помогут развить как речь, так и понимание. Регулярные занятия, направленные на развитие слухового восприятия и моторики, могут значительно улучшить ситуацию. Врачами также советуется привлекать логопеда для индивидуальных рекомендаций и коррекции.

Алалия у детей, что делать?Алалия у детей, что делать?

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Ребенок с мамой

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Симптомы моторной и сенсорной алалии у детей 3-4 лет могут вызывать беспокойство у родителей. Многие отмечают, что ребенок не говорит или использует ограниченный словарный запас. Важно понимать, что ранняя диагностика и вмешательство могут существенно помочь. Начать занятия в домашних условиях можно с простых игр и упражнений, направленных на развитие речи. Например, чтение книг с яркими иллюстрациями, повторение простых слов и фраз, а также использование карточек с изображениями предметов. Важно создать поддерживающую атмосферу, где ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Регулярные занятия, похвала за успехи и терпение родителей играют ключевую роль в процессе обучения. Не стоит забывать о консультации с логопедом, который сможет дать рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Алалия... Выход есть | Работа логопеда с ребенком | Ребенок не разговаривалАлалия… Выход есть | Работа логопеда с ребенком | Ребенок не разговаривал

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Пальчиковые игры

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Алалия - пути преодоления | Занятие логопеда | У ребенка не было речи совсемАлалия — пути преодоления | Занятие логопеда | У ребенка не было речи совсем

Вопрос-ответ

Можно ли выйти в норму из моторной алалии?

Алалию можно победить, если комплексно работать со всеми неврологическими дисфункциями. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.

Как исправить моторную алалию?

Лечение моторной алалии заключается в активизации речевой функции. Специалист работает над увеличением словарного запаса, над правильным построением фраз, развитием связной речи и четким произношением звуков.

В каком возрасте начинают говорить дети с моторной алалией?

Моторная алалия может проявляться в разном возрасте, но чаще всего ее начинают замечать родители в возрасте 2-3 лет, когда ребенок не начинает говорить или говорит с большими трудностями.

Можно ли выйти из сенсорной алалии?

Возможности лечения сенсорной алалии При своевременном лечении у 100% детей есть шанс преодолеть сенсорную алалию. Главное — обратиться за помощью как можно раньше, в возрасте 2-3 лет. После 5 лет полностью устранить симптомы сложнее, однако и в этом случае лечение необходимо.

Советы

СОВЕТ No1

Начните с наблюдения за ребенком. Обратите внимание на его поведение, уровень взаимодействия с окружающими и способность к коммуникации. Записывайте все замеченные симптомы, такие как трудности в произношении, ограниченный словарный запас или нежелание общаться. Это поможет вам лучше понять, какие аспекты требуют внимания.

СОВЕТ No2

Создайте игровую среду, способствующую развитию речи. Используйте игрушки, книги и игры, которые требуют от ребенка активного участия и общения. Задавайте вопросы, побуждайте его описывать действия и предметы, чтобы стимулировать речевую активность.

СОВЕТ No3

Регулярно занимайтесь с ребенком, выделяя для этого определенное время каждый день. Краткие, но частые занятия будут более эффективными, чем редкие, но длительные. Используйте разнообразные методы, такие как чтение, пение и ролевые игры, чтобы сделать занятия интересными и увлекательными.

СОВЕТ No4

Обратитесь за помощью к специалистам, если вы заметили серьезные проблемы. Педиатр или логопед могут дать рекомендации и предложить подходящие методы работы с ребенком. Не стесняйтесь задавать вопросы и искать поддержку, чтобы обеспечить вашему ребенку наилучшие условия для развития.

Ссылка на основную публикацию
Похожее