Причины и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух. Такие процессы протекают на фоне других речевых нарушений. Для ФФНР характерно искажение звуков, замена одних фонем другими или их смешение, нарушение слоговой структуры слова, а также лексико-грамматические нарушения в легкой степени. ФФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Нарушения распознавания звуков

Нарушение восприятия и порядка употребения звуков в речи является достаточно распространенной логопедической и педагогической проблемой

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой различные нарушения в произношении звуков. Причиной ФФНР является неполная или неправильная сформированность фонематического слуха, то есть дефекты в восприятии фонем. Важно отметить, что общий слух и интеллектуальный уровень ребенка при этом не страдают и развиваются как положено.

Основную проблему для детей с ФФНР представляет произношение фонем, близких по акустико-артикуляционному признаку:

  • звонких и глухих (г-к, з-с, б-п и т.д.);
  • мягких и твердых (м-мь, л-ль и т.д.);
  • шипящих и свистящих (ш-с, ж-з).

При ФФНР нарушены фонематический анализ и синтез. Ребенок затрудняется мысленно разложить слово на отдельные звуки, а также различить определенные фонемы или составить из их набора целое слово. Например, если произнести отдельными звуками «д-е-р-е-в-о», ребенок не поймет, что это «дерево». И наоборот, если попросить его произнести каждый звук слова отдельно от других, он не сможет этого сделать.

Если ребенок затрудняется произносить многие фонемы, у него будут проблемы со слоговой структурой слова. В таком случае ему трудно произносить слова, в которых рядом стоят 2-3 согласных («строй», «травма», «кружка» и т.п.), и цепочки из разных слогов (та-ра-ра, па-ра-па, та-да).

Врачи отмечают, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей может быть вызвано множеством факторов. Среди них — недостаточная речевая среда, нарушения слуха, а также генетическая предрасположенность. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как своевременное вмешательство значительно повышает шансы на успешное развитие речевых навыков. Коррекция ФФНР включает в себя логопедические занятия, которые помогают детям осваивать правильное произношение звуков и развивать фонематическое восприятие. Врачи рекомендуют родителям активно участвовать в процессе, создавая благоприятную речевую атмосферу дома. Игровые методы и регулярные упражнения могут значительно ускорить прогресс.

https://youtube.com/watch?v=SmP4_Kbd9sU

Характеристика ФФНР

Детям ставится диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи, когда у них подтверждаются следующие дефекты в развитии устной речи:

  1. Произношение звуков с различными нарушениями. Ребенок говорит одни фонемы вместо других, какие-то вообще не умеет проговаривать. Некоторые или многие из них он произносит искаженно, при этом сходство с правильным звучанием может присутствовать в большей или меньшей степени. Бывает, что фонемы сливаются, и различить их становится невозможно. Данные речевые дефекты часто искажают смысл сказанного, что затрудняет общение.
  2. Нарушение фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ребенок плохо различает определенные звуки в чьей-то или своей речи, чаще всего путает шипящие и свистящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие, «р» и «л». Не умеет мысленно выделять отдельные фонемы в слове и соединять в одно целое несколько фонем.
  3. Нечеткость, невнятность произношения, невыразительность речи.
  4. В случае, когда школьный возраст уже достигнут, – проблемы с чтением и письмом.

Важно также установить и степень развития речевого нарушения. От этого во многом зависит эффективность и успех проведения коррекционной программы.

Особенности речи ребенка

Важно обращать внимание на особенности речи ребенка даже в повседневном общении – уточнения родителей помогут логопеду поставить правильный диагноз и определить степень ФФНР

Степени ФФНР

ФФН речи разделяют на 3 степени сложности:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

При легкой степени выявляются трудности с различением лишь тех звуков, произношение которых нарушено. В целом же фонематический анализ осуществляется без проблем.

Средняя степень ФФНР характеризуется уже значительными проблемами с фонематическим анализом. Ребенок плохо различает многие звуки из разных фонетических групп, тогда как в его речи все звуки присутствуют.

Третья степень ФФНР является самой тяжелой. Ребенок не умеет выделять фонемы, многие звуки не различает и не определяет их очередность в слове.

ФФНР часто сопровождается неправильным фонематическим восприятием (восприятием на слух каких-либо звуков), причем в разных вариациях. Например, ребенок может воспринимать многие фонемы, но его произношение имеет множество недостатков. В других случаях, наоборот, большинство звуков он произносит правильно, однако восприятие очень сильно нарушается. К сожалению, часто такие формы проявления ФФНР становятся следствием неправильной работы логопеда по коррекции речи. Очень важно, чтобы на занятиях шла работа именно корректирующая, а не маскирующая отклонение.

Ребенок у логопеда

Занятия с логопедом не всегда приводят к желаемому результату – нужно максимально ответственно отнестись к выбору специалиста, а вначале – к постановке правильного диагноза

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей вызывает множество обсуждений среди специалистов и родителей. Многие отмечают, что основными причинами этого нарушения могут быть как генетические факторы, так и влияние окружающей среды. Например, недостаток общения, неправильное произношение слов взрослыми или отсутствие речевой стимуляции могут негативно сказаться на развитии фонематического восприятия.

Коррекция ФФНР требует комплексного подхода. Логопеды рекомендуют проводить занятия, направленные на развитие слухового восприятия и артикуляционной моторики. Игровые методы, использование песен и стихов, а также специальные упражнения помогают детям лучше осваивать звуки и их сочетания. Родители также играют важную роль: регулярные занятия дома, чтение книг и активное общение способствуют улучшению речевых навыков. Главное — не упустить время и обратиться за помощью к специалистам, чтобы обеспечить ребенку полноценное развитие речи.

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ У РЕБЁНКА И КАК ЕГО РАСПОЗНАТЬ?ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ У РЕБЁНКА И КАК ЕГО РАСПОЗНАТЬ?

Чем чревато ФФНР фонетико-фонематического недоразвития речи, если вовремя не устранить данное отклонение, непременно станет то, что ребенок будет плохо читать и писать. Дислексия и дисграфия неизбежно приведут к отставанию в школьной программе и, что очень вероятно, к проблемам психологического характера. Вот почему коррекция ФФНР должна быть проведена обязательно до 7 лет, чтобы к школе ребенок был хорошо подготовлен по всем направлениям.

Как корректируется в дошкольных заведениях?

У дошкольников исправление фонематического недоразвития речи – это занятия в специальной логопедической группе. Программа таких групп обязательно включает подготовку к обучению грамоте. Отвечает за речевую коррекцию логопед.

Длительность коррекционной программы – 1 год. Как правило, если нет других нарушений в развитии, за такой временной промежуток удается откорректировать фонематический слух и добиться того, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. После года коррекционных занятий ребенок готов поступать в среднюю школу так же, как все остальные дети.

Значительно затрудняет логопедическую работу в небольших населенных пунктах отсутствие специализированных классов. Многие детские сады имеют возможность корректировать только общее недоразвитие речи (ОНР), а отдельная работа с детьми с ФФНР там не предусмотрена.

Когда специальные группы отсутствуют, коррекцией ФФНР занимается логопед детского сада или детской поликлиники. К сожалению, эффективность такого курса снижена, поскольку для упрощенного варианта коррекционной программы не выделяется необходимое количество времени, а комплексный подход трудно установить.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речиФонетико-фонематическое недоразвитие речи

Логопедическая коррекция в младших классах

Исправление фонематического недоразвития речи, когда ребенок уже учится в школе, более затруднительно, поскольку параллельно приходится устранять нарушения письма и чтения, уже начавшие проявляться. Работа логопеда ведется в школе и заключается в постановке правильного произношения, введении поставленных звуков в речь, развитии фонематического анализа и синтеза, а также исправлении недочетов в грамматике и чтении.

Программа коррекции ФФНР занимает всего лишь полгода в первом классе. Не всем детям хватает этого времени для полного исправления всех речевых дефектов, поэтому лучше постараться и устранить их еще в дошкольном возрасте.

Вопрос-ответ

Когда ставят ФФНр

Логопедический диагноз «ФФНР» может быть установлен детям с различными по структуре логопедическими трудностями и диагнозами, например, детям с ринолалией, дислалией, дизартрией, алалией. Само по себе понятие «фонетико-фонематическое нарушение» не объясняет причин речевого нарушения и требует дополнений.

Какие трудности в обучении возникают у детей с ФФН?

При ФФН присутствует сложность в распознавании звуков, которые схожи по артикуляции и звучанию. Наблюдается слабо выраженное лексико-грамматическое недоразвитие речи. Также возникают проблемы с определением очередности слогов в словах. Дети путают звуки, заменяют одни на другие.

Что является определяющим признаком фонематического недоразвития?

Основные симптомы ФФНР у детей замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т. П. ), нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук, отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.

Что нарушено при ФФНР?

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) означает, что у ребенка нарушен процесс восприятия фонем и звукопроизношения. При ФФНР интеллект ребенка может быть очень высоким или соответствовать возрастным нормам развития. У детей с таким диагнозом нет проблем со слухом или концентрацией внимания.

Советы

СОВЕТ No1

Обратите внимание на ранние признаки фонетико-фонематического недоразвития речи. Если ваш ребенок не произносит звуки правильно или путает их, это может быть сигналом о необходимости консультации с логопедом. Чем раньше вы начнете коррекцию, тем легче будет ребенку освоить правильное произношение.

СОВЕТ No2

Создайте дома языковую среду, способствующую развитию речи. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и играйте в игры, которые требуют использования звуков и слов. Это поможет ребенку лучше осваивать фонетику и фонематику.

СОВЕТ No3

Регулярно занимайтесь с ребенком по специальным логопедическим методикам. Используйте игры, упражнения и артикуляционную гимнастику, чтобы развивать его фонематическое восприятие и произношение. Это сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

СОВЕТ No4

Не забывайте о поддержке и поощрении. Хвалите ребенка за успехи, даже если они небольшие. Позитивное подкрепление поможет ему чувствовать себя уверенно и мотивированно в процессе коррекции речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее