Удивительно, но в современном мире высоких технологий, информационного бума и успехов в педиатрии все чаще выявляются дети, отстающие от сверстников в психологическом и эмоциональном развитии. Печальная статистика указывает на то, что у 20% детей старше 5 лет диагностируется задержка психоречевого развития, формирующая у них психологический дискомфорт. Неразвитая речь приводит к затормаживанию мышления, что вынуждает специалистов говорить о задержке психоречевого развития ребенка.
Установление ЗПРР в возрасте 5 лет обусловлено тем, что на это время приходится период активного голосового общения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми. Исправить положение сложно, а если тенденция сохраняется и к 6 годам, когда налицо грубая задержка психоречевого развития, вероятность успешного исправления проблемы равна 0,2%. Родителям необходимо задуматься о психоречевом развитии малыша уже в 2-3 года, чтобы не опоздать с лечением.
Как распознать задержку психоречевого развития?
Определить проблемы ребенка с речью родители могут самостоятельно, если начнут наблюдать за ним с раннего возраста. Приведем несколько основных факторов, сигнализирующих о будущей ЗПРР:
- ребенок в 4 месяца не дает реакции на жесты и слова взрослых, не улыбается (схожесть с признаками аутизма);
- к 8-9 месяцам малыш не лепечет, не произносит повторяющиеся слоги («ба-ба», «ма-ма»);
- ребенок в 1 год отличается тихим поведением, издает мало звуков;
- 1,5 года – малыш не произносит «мама» и «дай», не понимает их значения, не реагирует на просьбы и на собственное имя, когда его произносят, может отсутствовать жевательный рефлекс;
- 2 года – ребенок не стремится повторять за другими новые слова, говорит очень мало знакомых слов;
- 2,5 года – в лексиконе ребенка всего 20 слов, он не умеет складывать слова в предложения, не научился понимать названия предметов и частей тела;
- 3 года – малыш не составляет из слов предложения, не улавливает содержание небольших рассказов, проглатывает окончания слов, тараторит или наоборот растягивает слова.
https://youtube.com/watch?v=HpglS_4xR84
Врачи отмечают, что задержка психоречевого развития у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться в различных симптомах, таких как ограниченный словарный запас, трудности с построением предложений и недостаток интереса к общению. Часто такие дети испытывают сложности в восприятии и понимании речи, что может сказаться на их социализации и эмоциональном развитии.
Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства. Эффективным методом лечения ЗПРР являются развивающие занятия, которые направлены на стимуляцию речевой активности и когнитивных функций. Игровые формы обучения, использование дидактических материалов и взаимодействие с другими детьми способствуют улучшению речевых навыков и развитию социальных умений. Врачи рекомендуют проводить занятия регулярно и в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным для детей.
Внешние и поведенческие признаки
Указывают на задержку психоречевого развития и некоторые внешние признаки. Вне зависимости от возраста у ребенка может проявиться обильное слюноотделение, у него постоянно приоткрыт ротик. Для детей с ЗПРР характерны в поведении гиперактивность, невнимательность, слабая память, повышенная агрессия, быстрая утомляемость. Скудные эмоции, плохое развитие воображения, ребенок с трудом контактирует с ровесниками, старается ограничить свое общение с ними, плохо соображает.
Физические нарушения
Сказывается ЗПРР и на физическом развитии детей. Ребенок с задержкой психоречевого развития выглядит слабым, у него может быть диагностирован ДЦП. Проведение более глубоких исследований показывает негативное влияние ЗПРР на душевное здоровье ребенка. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) выявляют видимые изменения в левом полушарии мозга ребенка.
Затянувшиеся проблемы с речью приводят к серьезным нарушениям в психическом и умственном развитии детей. Ребенок не способен усваивать те объемы информации, которые легко впитывают дети с нормально развитой речью. Малыш старается не участвовать в диалогах, уходит в себя, испытывает выраженный психологический дискомфорт. При таком поведении задача родителей состоит в том, чтобы начать лечение ЗПРР как можно раньше.
Симптомы задержки психоречевого развития у детей в возрасте 3-5 лет вызывают обеспокоенность у родителей и педагогов. Многие отмечают, что дети с ЗПРР могут испытывать трудности в общении, плохо понимают инструкции и имеют ограниченный словарный запас. Важно помнить, что ранняя диагностика и вмешательство играют ключевую роль в коррекции этих проблем. Специалисты рекомендуют использовать развивающие занятия, которые включают игры, чтение книг, музыкальные занятия и творческие активности. Такие методы помогают стимулировать речевую активность, развивать внимание и память. Родители могут активно участвовать в этих занятиях, создавая поддерживающую и благоприятную атмосферу для обучения. Регулярные занятия с логопедом и психологом также способствуют улучшению речевых навыков и социальной адаптации, что в конечном итоге помогает детям уверенно общаться и развиваться.
Почему возникает ЗПРР официальной медицины, основанные на многолетних исследованиях, гласят, что ЗПРР не относится к отдельному психическому заболеванию. Задержка формируется на фоне нарушений, происходящих в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Что именно провоцирует развитие задержки речи? Список факторов обширен, в него включены:
- Болезни мамы, произошедшие в период вынашивания плода, приводящие к нарушениям в его развитии. Травмы мамы, различные инфекции, отравления.
- Гипоксия (кислородное голодание) плода.
- Ненормальные роды. Преждевременные, очень быстрые, обвитие ребенка пуповиной, другие родовые травмы, затронувшие ЦНС, шейный отдел позвоночника. Перинатальная энцефалопатия.
- Травмы и тяжелые инфекции, перенесенные малышом в раннем возрасте, повлиявшие на функционирование мозга.
- Психические болезни, например, эпилепсия.
- Ишемия головного мозга.
- Врожденные обменные нарушения и аномалии в ЦНС.
- Наследственные заболевания, нарушающие структуру мозга.
- Патология сосудов мозга, повышенное внутричерепное давление, сбои в ликвородинамике, опухоль.
- Гидроцефалия и ДЦП.
- Лейкодистрофия.
Большинство причин связано с нарушениями в головном мозге ребенка. Признаки аутизма сами по себе говорят о наличии проблем. Особое внимание стоит уделить ребенку с наследственными рисками ЗПРР: если в предшествующих поколениях кто-то страдал таким недугом, вероятность возникновения его у новорожденного повышается.
Влияет на задержку речи и психологическая обстановка в доме, где живет малыш. Устранив причины, способствующие проявлению заболевания, можно значительно снизить вероятность его проявления.
Сопровождение ЗПРР признаками аутизма
Сбои в центральной нервной системе и перенесенные тяжелые инфекции приводят к формированию у ребенка признаков аутизма. Осложнения нельзя назвать тенденцией, но риск наличия заболевания есть. Как распознать симптомы аутизма у ребенка:
- Малыш не испытывает тяги к общению с родителями, не улыбается, у него отсутствует эмоциональный контакт с ними.
- Часто проявляет агрессию, если чем-либо недоволен. Агрессивные действия может направлять на себя (кусать свои руки, бить себя).
- Проявляет стереотипные действия: ходит долго по кругу, раскачивается, вертит один и тот же предмет. Если заставить его сменить действие, реагирует отрицательно.
- Использует игрушки не по их предназначению. Придумывает особые занятия с ними. Привыкает к одной игрушке или к одной ее части.
- Избегает общения с другими детьми. Не понимает обращенной к нему речи.
Несколько таких черт аутизма у ребенка требуют вмешательства различных специалистов. Необходима консультация психолога. Постоянная работа с аутичными детьми помогает адаптировать их к реальной жизни, но это не ведет к абсолютной реабилитации. Методов полного излечивания аутизма не существует. Многое в развитии ребенка зависит от старания и понимания родителей, от их отношения к проблеме малыша.
Как лечить ЗПРР?
Лечение заболевания ведется комплексным методом. Подключается целый ряд специалистов: невролог, психолог, дефектолог, рефлексотерапевт, логопед. Большая нагрузка, связанная с терапевтическими мерами, возлагается на родителей. Действуя по рекомендациям врачей, они должны помочь своему маленькому сокровищу преодолеть речевые и психические нарушения, стать полноценным членом общества. Врачебные методы лечения:
- Микротоковая рефлексотерапия направлена на восстановление поврежденных участков ЦНС. Направляя сверхмалые токи на эти участки, специалист посылает импульсы в проблемные зоны, которые отвечают за речь. Такой же метод применяется и в лечении гидроцефалии у 6-месячных детей.
- Задача дефектолога состоит в том, чтобы через развивающие игры улучшить память и мышление малыша, развить мелкую моторику. Начинать занятия с дефектологом следует с 2-х лет. Коррекционные занятия с логопедом проводят в 4-5 лет. Главное их направление – формирование правильного произношения и нормальной артикуляции. Применяется логопедический массаж.
- Лечение медикаментами состоит из приема препаратов, улучшающих кровоток в сосудах мозга. Назначение лекарств осуществляет невролог.
Коррекционные мероприятия
Коррекционные методики при ЗПРР разнообразны, все они направлены на общее развитие ребенка. Различные игры, арттерапия, музыкальная терапия помогают улучшить эмоциональное восприятие крохи. Много ли вы знаете игр с элементами пальчиковых действий? Для малыша с ЗПРР они просто необходимы. Двигательный и речевой центр расположены рядом – развивая мелкую моторику рук, можно добиться значительного улучшения речевых навыков.
Главное – не бросать начатое, даже если ребенок устает, не хочет заниматься, убегает от вас. Разнообразьте свои предложения, используйте для игры сборку пазлов, конструкторов, построение пирамидок. Предложите малышу лепку из пластилина или слоеного теста.
Посмотрите, какой рукой кроха владеет лучше. Левше, плохо владеющему своей ведущей рукой, сложнее даются речевые навыки из-за того, что центр, отвечающий за речь, расположен в левом полушарии мозга.
Формируя речь, следует обращать внимание на остроту слуха и зрения ребенка. Зрение помогает освоить артикуляцию, а слух позволяет малышу повторять услышанные слова. Прибегните к музыкальным играм «Угадай, чей голос?» или «Что прозвучало?». Развивая музыкальный слух, вы поможете малышу развить и речь. Напевайте ему детские песенки, просите, чтобы он пел вместе с вами.
Если до 6 лет коррекционные мероприятия проводились в недостаточном количестве и у малыша присутствует грубая форма задержки, придется устроить его в специализированное детское учреждение. Профессионально составленные программы и пристальное наблюдение специалистов помогут исправить положение. Помните, что с ЗПРР можно справиться, если вы, родители, приложите максимум усилий. Постоянно занимайтесь со своим маленьким сокровищем, читайте, играйте, пойте, а главное – это ваша любовь.
Вопрос-ответ
Как понять, что у ребенка задержка психоречевого развития?
Отсутствие реакции на слова родителей и их жестикуляцию в 4 месяца, Отсутствие лепета (повторяющихся слогов) в 8 месяцев, Отсутствие голосовой активности в возрасте 1 года, Непонимание простых слов и отсутствие реакции на собственное имя в 1, 5 года, Ещё
Как лечат ЗПР у детей?
Массаж, занятия с логопедом, сеансы психотерапии, игротерапия, лечебная гимнастика, водолечение, развитие мелкой моторики, иглорефлексотерапия, микрополяризация и другие.
Как понять, что у ребенка задержка развития в 3 года?
Если в определенный возрастной период малыш не начал переворачиваться, ползать, держать голову, сидеть, стоять, ходить, то в большинстве случаев это может говорить о задержке психомоторного развития (ЗПМР).
Как лечат задержку речевого развития?
МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ, в случае необходимости с детским психологомЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖЕщё
Советы
СОВЕТ No1
Обратите внимание на ранние признаки задержки психоречевого развития. Если ваш ребенок в возрасте 3-5 лет не говорит простые слова или не использует фразы, это может быть сигналом о необходимости консультации с логопедом или детским психологом.
СОВЕТ No2
Регулярно занимайтесь с ребенком развивающими играми, которые способствуют развитию речи. Используйте книги с яркими картинками, настольные игры и музыкальные занятия, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
СОВЕТ No3
Создавайте вокруг ребенка языковую среду. Общайтесь с ним на доступном языке, задавайте вопросы и побуждайте к ответам. Чем больше ребенок будет слышать и использовать речь, тем быстрее он будет развиваться.
СОВЕТ No4
Не забывайте о важности эмоциональной поддержки. Хвалите ребенка за его достижения, даже если они небольшие, и избегайте критики. Позитивное подкрепление поможет повысить его уверенность и мотивацию к обучению.