Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. Синдром дефицита внимания, или сокращенно СДВГ, наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Общение гиперактивного ребенка

Гиперактивному ребенку не всегда просто найти общий язык со сверстниками, ведь далеко не все из них непоседы. Коррекция поведения ребенка поможет в том числе и наладить социальную жизнь малыша

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание – скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое – так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Развитие мелкой моторики

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников – любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Врачи отмечают, что коррекционные игры и занятия играют важную роль в работе с гиперактивными детьми. Специалисты подчеркивают, что такие активности помогают развивать внимание, самоконтроль и социальные навыки. Игры, направленные на концентрацию, могут значительно снизить уровень импульсивности и улучшить способность к взаимодействию с окружающими.

Кроме того, физические упражнения, включающие элементы координации и равновесия, способствуют улучшению моторики и общей физической активности. Врачи рекомендуют использовать игровые методики, которые делают процесс обучения увлекательным и доступным для детей. Это не только помогает им лучше усваивать материал, но и создает положительный эмоциональный фон, что особенно важно для детей с гиперактивностью. Таким образом, грамотный подход к коррекционным занятиям может значительно улучшить качество жизни таких детей и их семей.

Нейрогимнастика для детей | Тренировка мозга | Упражнение №2Нейрогимнастика для детей | Тренировка мозга | Упражнение №2

Игры

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры – связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель: Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Содержание: Заранее обсудите с детками, что вы будете устраивать час тишины, когда вам будет нужно заняться делами или просто отдохнуть – это время дети могут посвятить рисованию, лепке и другим нешумным занятиям. В час, когда детям будет все можно, они получают разрешение беситься, прыгать и кричать, выплескивая всю накопившуюся энергию.

Примечание: Разные дни недели могут соответствовать определенному времени – например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное – неукоснительно следовать правилам.

Час тишины

В час тишины малыш может заняться теми играми, которые не будут мешать семье отдыхать – например, рисованием, лепкой, чтением

Коррекционные игры и упражнения для гиперактивных детей становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия помогают детям не только сосредоточиться, но и развивать социальные навыки. Игры, направленные на улучшение внимания и самоконтроля, позволяют детям в игровой форме учиться взаимодействовать с окружающими. Педагоги подчеркивают, что важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы занятия были максимально эффективными. Родители также делятся положительными отзывами о том, как коррекционные упражнения способствуют улучшению поведения и снижению уровня тревожности у детей. В результате, такие занятия становятся важным инструментом в поддержке и развитии гиперактивных детей.
Игры для коррекции гиперактивностиИгры для коррекции гиперактивности

Игра «Передай мяч»

Цель: реализовать избыточную детскую энергию.

Содержание: Дети стоят или сидят на стульях, и в их задачу входит передача мяча по цепочке друг другу, делать это следует по возможности быстро, но так, чтобы не уронить. Еще одна версия игры: дети встают в круг, но на этот раз спиной, а руки отводят назад – так передавать мяч будет значительно сложнее.

Примечание: Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель: развиваем внимание.

Содержание: Водящий выходит из комнаты. Остальные участники выбирают какую-то всем известную песню и разбивают одну ее строчку на слова. Каждый игрок получает одно слово. Водящий снова появляется в комнате, а игроки начинают одновременно повторять слова, которые все заранее получили. Задача водящего – понять, что за песню загадали участники.

Примечание: Рекомендуется дать возможность каждому участнику повторить свое слово вслух, пусть и не очень громко. В игре могут участвовать дети от 3 лет.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель: Сделать деток более дружными, сплотить их.

Содержание: Делим всех игроков на пары. Двое деток кладут одну руку на талию друг друга – на двоих у них будет две руки. Соседние ноги будут выполнять функцию одной ноги, т.е. всего ног будет только три. Таким сиамским близнецам дают разные команды: сесть, попрыгать, лечь, порисовать и т.д.

Примечание

: Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель: развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Содержание: Дети водят хоровод, взявшись за руки. Ведущий произносит кодовое слово или звонит в колокольчик, а дети по этому сигналу резко останавливаются и хлопают в ладоши. Затем движение начинается в другую сторону.

Примечание: Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.

Старинная хороводная игра

Хороводные игры были известны еще нашим предкам. Они играли не только ритуальную роль, но также помогали развить у детишек концентрацию и внимательность

Игра «Четыре стихии»

Цель: тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание: Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание: Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель: Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Содержание: Игроки встают перед ведущим, повернувшись к нему лицом. Ведущий двигается под музыку, используя нехитрые движения, а дети должны эти движения повторить. Одно из движений выбирается в качестве запретного. Игрок, нарушивший запрет, выбывает из игры.

Примечание

: Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель: упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Содержание: Участники встают в круг. Все игроки начинают произносить по цепочке фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. Если колпак не треугольный, то это не мой колпак.» Каждый игрок называет только одно слово из фразы. Следующий раунд проводится так: слова «колпак» и «мой» заменяются движениями. Таким образом, количество произнесенных слов с каждым раундом уменьшается, а количество показанных – увеличивается. В последнем раунде дети показывают всю фразу при помощи жестов.

Примечание: если дети не справляются с такой длинной фразой, можно ее сократить. Данная игра подходит для гиперактивных детей старше 4 лет.

Работа с гиперактивными детьмиРабота с гиперактивными детьми

Вопрос-ответ

Какие игры для гиперактивных детей?

Мельница Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Найди отличие (Лютова Е. К, Монина Г. Тишина Цель: развитие слухового внимания и усидчивости. Золушка Цель: развитие распределения внимания.

Какие занятия нужны ребенку с СДВГ?

Упражнения и игры на развитие внимания, игры на развитие психомоторики и корректировки поведения в коллективе, комплекс занятий по психогимнастике, игры на тренировку усидчивости, выдержки и контроля импульсивности.

Чем занять ребенка с гиперактивностью?

«Слалом-гигант». «Гонка за лидером». «Запомни ритм». «Машинка». «Мяч в круге». «Броуновское движение». «Волейбол без мяча». «Скамья запасных».

Какой вид спорта подходит для гиперактивных детей?

Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности — те, в которых много свободы действий. Футбол, хоккей, теннис.

Советы

СОВЕТ No1

Используйте игровые методы обучения. Гиперактивные дети лучше воспринимают информацию через игру, поэтому включайте в занятия элементы, которые требуют физической активности, например, подвижные игры или задания с использованием мячей и других предметов. Это поможет удерживать их внимание и развивать координацию.

СОВЕТ No2

Создайте структурированное расписание. Дети с гиперактивностью нуждаются в четком распорядке дня. Разработайте расписание занятий и игр, чтобы ребенок знал, что его ждет. Это поможет снизить уровень тревожности и повысить концентрацию.

СОВЕТ No3

Включайте релаксационные упражнения. Обучите ребенка простым техникам расслабления, таким как глубокое дыхание или медитация. Эти методы помогут ему успокоиться и сосредоточиться перед началом занятий или после активных игр.

СОВЕТ No4

Используйте позитивное подкрепление. Поощряйте ребенка за достижения и положительное поведение. Это может быть похвала, наклейки или небольшие призы. Позитивное подкрепление поможет укрепить мотивацию и улучшить поведение в процессе коррекционных занятий.

Ссылка на основную публикацию
Похожее