Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. Синдром дефицита внимания, или сокращенно СДВГ, наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.
Занятия с ребенком с СДВГ
Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание – скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.
При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:
- Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
- Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое – так он научится быть последовательным.
- Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
- Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
- Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
- Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.
Врачи отмечают, что коррекционные игры и занятия играют важную роль в работе с гиперактивными детьми. Специалисты подчеркивают, что такие активности помогают развивать внимание, самоконтроль и социальные навыки. Игры, направленные на концентрацию, могут значительно снизить уровень импульсивности и улучшить способность к взаимодействию с окружающими.Кроме того, физические упражнения, включающие элементы координации и равновесия, способствуют улучшению моторики и общей физической активности. Врачи рекомендуют использовать игровые методики, которые делают процесс обучения увлекательным и доступным для детей. Это не только помогает им лучше усваивать материал, но и создает положительный эмоциональный фон, что особенно важно для детей с гиперактивностью. Таким образом, грамотный подход к коррекционным занятиям может значительно улучшить качество жизни таких детей и их семей.

Игры
Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры – связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.
Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.
Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.
Игра «Час тишины и час активности»
Цель: Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.
Содержание: Заранее обсудите с детками, что вы будете устраивать час тишины, когда вам будет нужно заняться делами или просто отдохнуть – это время дети могут посвятить рисованию, лепке и другим нешумным занятиям. В час, когда детям будет все можно, они получают разрешение беситься, прыгать и кричать, выплескивая всю накопившуюся энергию.
Примечание: Разные дни недели могут соответствовать определенному времени – например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное – неукоснительно следовать правилам.
Коррекционные игры и упражнения для гиперактивных детей становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия помогают детям не только сосредоточиться, но и развивать социальные навыки. Игры, направленные на улучшение внимания и самоконтроля, позволяют детям в игровой форме учиться взаимодействовать с окружающими. Педагоги подчеркивают, что важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы занятия были максимально эффективными. Родители также делятся положительными отзывами о том, как коррекционные упражнения способствуют улучшению поведения и снижению уровня тревожности у детей. В результате, такие занятия становятся важным инструментом в поддержке и развитии гиперактивных детей.

Игра «Передай мяч»
Цель: реализовать избыточную детскую энергию.
Содержание: Дети стоят или сидят на стульях, и в их задачу входит передача мяча по цепочке друг другу, делать это следует по возможности быстро, но так, чтобы не уронить. Еще одна версия игры: дети встают в круг, но на этот раз спиной, а руки отводят назад – так передавать мяч будет значительно сложнее.
Примечание: Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.
Игра «Гвалт»
Цель: развиваем внимание.
Содержание: Водящий выходит из комнаты. Остальные участники выбирают какую-то всем известную песню и разбивают одну ее строчку на слова. Каждый игрок получает одно слово. Водящий снова появляется в комнате, а игроки начинают одновременно повторять слова, которые все заранее получили. Задача водящего – понять, что за песню загадали участники.
Примечание: Рекомендуется дать возможность каждому участнику повторить свое слово вслух, пусть и не очень громко. В игре могут участвовать дети от 3 лет.
Игра «Сиамские близнецы»
Цель: Сделать деток более дружными, сплотить их.
Содержание: Делим всех игроков на пары. Двое деток кладут одну руку на талию друг друга – на двоих у них будет две руки. Соседние ноги будут выполнять функцию одной ноги, т.е. всего ног будет только три. Таким сиамским близнецам дают разные команды: сесть, попрыгать, лечь, порисовать и т.д.
Примечание
: Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.
Игра «Зеваки»
Цель: развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.
Содержание: Дети водят хоровод, взявшись за руки. Ведущий произносит кодовое слово или звонит в колокольчик, а дети по этому сигналу резко останавливаются и хлопают в ладоши. Затем движение начинается в другую сторону.
Примечание: Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.
Игра «Четыре стихии»
Цель: тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.
Содержание: Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.
Примечание: Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.
Содержание: Игроки встают перед ведущим, повернувшись к нему лицом. Ведущий двигается под музыку, используя нехитрые движения, а дети должны эти движения повторить. Одно из движений выбирается в качестве запретного. Игрок, нарушивший запрет, выбывает из игры.
Примечание
: Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.
Игра «Колпак мой треугольный…»
Цель: упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.
Содержание: Участники встают в круг. Все игроки начинают произносить по цепочке фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. Если колпак не треугольный, то это не мой колпак.» Каждый игрок называет только одно слово из фразы. Следующий раунд проводится так: слова «колпак» и «мой» заменяются движениями. Таким образом, количество произнесенных слов с каждым раундом уменьшается, а количество показанных – увеличивается. В последнем раунде дети показывают всю фразу при помощи жестов.
Примечание: если дети не справляются с такой длинной фразой, можно ее сократить. Данная игра подходит для гиперактивных детей старше 4 лет.

Вопрос-ответ
Какие игры для гиперактивных детей?
Мельница Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Найди отличие (Лютова Е. К, Монина Г. Тишина Цель: развитие слухового внимания и усидчивости. Золушка Цель: развитие распределения внимания.
Какие занятия нужны ребенку с СДВГ?
Упражнения и игры на развитие внимания, игры на развитие психомоторики и корректировки поведения в коллективе, комплекс занятий по психогимнастике, игры на тренировку усидчивости, выдержки и контроля импульсивности.
Чем занять ребенка с гиперактивностью?
«Слалом-гигант». «Гонка за лидером». «Запомни ритм». «Машинка». «Мяч в круге». «Броуновское движение». «Волейбол без мяча». «Скамья запасных».
Какой вид спорта подходит для гиперактивных детей?
Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности — те, в которых много свободы действий. Футбол, хоккей, теннис.
Советы
СОВЕТ No1
Используйте игровые методы обучения. Гиперактивные дети лучше воспринимают информацию через игру, поэтому включайте в занятия элементы, которые требуют физической активности, например, подвижные игры или задания с использованием мячей и других предметов. Это поможет удерживать их внимание и развивать координацию.
СОВЕТ No2
Создайте структурированное расписание. Дети с гиперактивностью нуждаются в четком распорядке дня. Разработайте расписание занятий и игр, чтобы ребенок знал, что его ждет. Это поможет снизить уровень тревожности и повысить концентрацию.
СОВЕТ No3
Включайте релаксационные упражнения. Обучите ребенка простым техникам расслабления, таким как глубокое дыхание или медитация. Эти методы помогут ему успокоиться и сосредоточиться перед началом занятий или после активных игр.
СОВЕТ No4
Используйте позитивное подкрепление. Поощряйте ребенка за достижения и положительное поведение. Это может быть похвала, наклейки или небольшие призы. Позитивное подкрепление поможет укрепить мотивацию и улучшить поведение в процессе коррекционных занятий.







