Как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно: заставить или помочь?

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Учить уроки

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг – объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.

Нагрузка

Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Врачи отмечают, что подход к обучению детей должен быть индивидуальным и учитывать их психологические особенности. Заставлять ребенка делать уроки под давлением может привести к стрессу и негативному отношению к учебе. Вместо этого, специалисты рекомендуют создать комфортную атмосферу для занятий. Важно установить режим, который будет включать время для учебы и отдыха. Поддержка родителей в виде помощи с трудными заданиями или обсуждения тем может значительно повысить мотивацию ребенка. Также полезно поощрять самостоятельность, позволяя ему принимать решения о том, как и когда выполнять задания. Таким образом, сочетание помощи и самостоятельности способствует не только быстрому выполнению уроков, но и формированию у ребенка ответственности и организованности.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельноКак научить ребенка делать уроки самостоятельно

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

ИНТЕРЕСНО:

куда пойти учиться девушке после 11 класса касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Младшая школа

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

Младшая школа

В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Многие родители сталкиваются с проблемой, как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно. В обсуждениях на форумах можно встретить разные мнения. Одни считают, что строгий подход и дисциплина – ключ к успеху. Они настаивают на том, что без контроля ребенок не сможет сосредоточиться и выполнит задания лишь в последний момент. Другие же утверждают, что важно создать комфортную атмосферу и поддерживать интерес к учебе. Они предлагают помогать ребенку организовать время, устанавливать небольшие цели и хвалить за достижения. Такой подход, по их мнению, развивает самостоятельность и ответственность. Важно найти баланс между контролем и поддержкой, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и мог справляться с заданиями без постоянного давления.
Как замотивировать ребенка делать уроки / Когда ребенок ничего не хочет делатьКак замотивировать ребенка делать уроки / Когда ребенок ничего не хочет делать

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.

Режим

Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

✔️ Вот как я научила ребенка делать уроки самостоятельно✔️ Вот как я научила ребенка делать уроки самостоятельно

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

: ;

советы психолога: как заставить подростка учиться и стоит ли это делать вообще

Вопрос-ответ

В каком возрасте ребенок должен самостоятельно делать уроки?

«Приучать ребенка делать уроки без помощи взрослых надо уже со второго класса, – говорит Светлана Старкова. – Чем раньше, тем лучше. Не стоит сразу оставлять его один на один с заданием: постепенно организовывайте жизнь так, чтобы школьник научился самостоятельности.

Как приучить ребенка делать домашнее задание самому?

Формируйте позитивный настрой Нередкая ситуация, когда ребенок оттягивает выполнение задания. Чередуйте работу и отдых Исключите ситуации ограничения во времени Чередуйте сложные и простые задания Обращайтесь за помощью к педагогу

Нужно ли заставлять ребёнка делать уроки?

Но нужно ли это делать? Помните, что учёба — это дело ребёнка, не ваше, поэтому уроки с ребенком делать не надо. Если вы сильно переживаете за невыполненное домашнее задание, долго сидите вместе над уроками — это признак того, что вы взяли на себя больше ответственности, чем нужно.

  1. Составьте план выполнения домашнего задания 2) Проверяйте уроки у ребенка 3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки 4) Замечайте достоинства, а не недостатки 5) Контролируйте свои эмоции

Советы

СОВЕТ No1

Создайте комфортное и организованное рабочее пространство. Убедитесь, что у ребенка есть отдельное место для занятий, где минимально отвлекающие факторы, такие как телевизор или шумные игрушки. Хорошо освещенное и уютное пространство поможет сосредоточиться на учебе.

СОВЕТ No2

Установите четкий распорядок дня. Определите время, когда ребенок будет делать уроки, и придерживайтесь этого графика. Регулярность поможет ребенку привыкнуть к учебному процессу и сделает его более самостоятельным в планировании своего времени.

СОВЕТ No3

Поощряйте самостоятельность, начиная с небольших задач. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать, с какого задания начать, и как распределить время на выполнение. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит его принимать решения.

СОВЕТ No4

Обсуждайте с ребенком его успехи и трудности. Регулярные разговоры о том, что ему нравится или не нравится в учебе, помогут вам понять его потребности и вовремя предложить помощь. Это также создаст атмосферу доверия и поддержки, что важно для развития самостоятельности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее