Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.
Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?
Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).
Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).
Врачи и педагоги единодушны в том, что обучение детей составу чисел до 10 и 20 должно проходить в игровой форме. Использование «домиков» — это один из эффективных методов, который помогает детям визуализировать числовые отношения. Например, домик с двумя окнами может символизировать число 2, а крыша — общее число. Игры с карточками, где дети складывают числа, также способствуют лучшему усвоению материала. Важно, чтобы занятия были интересными и разнообразными, что удерживает внимание ребенка и развивает его мотивацию. Врачи подчеркивают, что такие методы не только облегчают процесс обучения, но и способствуют развитию логического мышления и памяти.
Увлекательное и эффективное обучение счету
В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:
- счетные палочки;
- счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
- кубики;
- самодельные карточки;
- числовые дома;
- игрушки или конфеты;
- пуговицы разного цвета.
Занятие 1: понятие о составе числа
Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.
Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).
Закрепив «двойку» можно шагать дальше. Состав числа 3 несложно предложить к изучению в следующих вариантах:
- выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
- к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
- к одной монете прибавить две.
После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.
Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.
Многие родители сталкиваются с задачей обучения детей составу чисел до 10 и 20, и игровые методики становятся отличным решением. Одним из популярных подходов являются «домики», где числа представляются в виде домиков с окнами, что помогает детям визуализировать состав числа. Например, для числа 7 можно нарисовать домик с 3 окнами слева и 4 справа, что наглядно демонстрирует, как 3 и 4 в сумме дают 7.
Другие игровые методики включают использование карточек, настольных игр и интерактивных приложений, которые делают процесс обучения увлекательным. Родители отмечают, что такие подходы не только развивают математические навыки, но и способствуют развитию логического мышления и креативности. Главное — создать атмосферу игры и интереса, чтобы ребенок с удовольствием осваивал новые знания.
Занятие 2: работа с карточками
На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.
Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).
Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.
Занятие 3: подключение числовых домиков
Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.
Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.
Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.
ИНТЕРЕСНО:
как научить ребенка писать красиво и быстро в первом классе?
Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:
Вариант 2:
Освоение второго десятка чисел
Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.
ИНТЕРЕСНО:
куда лучше поступать учиться после 11 класса?
Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.
Обучение счету первоклассников
Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.
ИНТЕРЕСНО:
что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?
С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.
Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке”.
Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.
Советы педагогов
Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.
Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.
Вопрос-ответ
Как объяснить ребенку состав числа до 10?
Поиграть в числовые домики. 13 Нарисуйте несколько домиков, которые отличаются количеством этажей. Задавать вопросы по теме. Использовать счётные палочки и пальцы. Изучать состав числа с помощью примеров. Использовать карточки.
Имеете глубокое понимание чисел до 10?
Ребенок освоил счет до десяти, когда у него есть глубокое понимание чисел до десяти. Это означает, что он понимает последовательность (порядок), количество, свойства и отношения между числами от 0 до 10 , и он может играть с ними и использовать их в разных контекстах.
Как правильно заполнить числовые домики?
По этому алгоритму ребенок должен «заселить» все квартиры домика, меняя начальное количество жильцов на каждом этаже. Он должен получить на втором этаже два и четыре жильца, на третьем – три и три, на четвертом – шесть и ноль. Можно подсказать ребенку, что любое число состоит из единицы и предыдущей по порядку цифры.
Как объяснить детям, что такое число и цифра?
Число — это количество предметов вокруг нас, которое мы можем сосчитать. Цифра — это знак, которым обозначается количество предметов. С помощью чисел мы называем количество предметов.
Советы
СОВЕТ No1
Используйте игровые методики, такие как «домики», чтобы визуализировать состав числа. Например, нарисуйте домик, где одна сторона будет представлять одно число, а другая — второе. Это поможет ребенку наглядно увидеть, как числа складываются и вычитаются.
СОВЕТ No2
Включите в процесс обучения элементы творчества. Попросите ребенка создать свои собственные «домики» из бумаги или картона, где он сможет размещать различные числа. Это сделает обучение более увлекательным и запоминающимся.
СОВЕТ No3
Играйте в настольные игры или карточные игры, которые требуют сложения и вычитания чисел. Это не только развивает математические навыки, но и способствует развитию логического мышления и внимательности.
СОВЕТ No4
Регулярно повторяйте пройденный материал в игровой форме. Например, можно устроить «математическую охоту за сокровищами», где каждый найденный предмет будет связан с определенным числом и его составом. Это поможет закрепить знания и сделать обучение более динамичным.