Дети и смартфоны. Когда знакомить ребенка с телефоном?
В современном информационном обществе гаджеты прочно вошли в повседневную жизнь. Взрослые люди используют смартфоны, планшеты для работы, общения, развлечения. Но не только взрослые люди используют девайсы – дети не менее заинтересованы смартфонами. Как развить у ребенка культуру пользования гаджетами, расскажем ниже.
Врачи отмечают, что использование смартфонов детьми вызывает множество вопросов и опасений. С одной стороны, современные технологии могут способствовать обучению и развитию навыков, таких как критическое мышление и креативность. Однако, с другой стороны, чрезмерное время, проведенное за экранами, может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье детей. Специалисты предупреждают о рисках, связанных с ухудшением зрения, нарушением сна и снижением физической активности. Кроме того, существует вероятность развития зависимости от гаджетов, что может привести к социальной изоляции и проблемам в общении. Врачи рекомендуют родителям контролировать время, проведенное детьми за смартфонами, и предлагать альтернативные занятия, способствующие активному образу жизни и развитию социальных навыков.
Последствия от использования смартфонов детьми
Проведено большое количество исследований, которые говорят, как о пользе от применения смартфонов детьми, так и о вреде. Однако все ученые сходятся в одном: важно учить детей грамотно пользоваться девайсами, только в этом случае ребенок будет развиваться гармонично, приобретать необходимые навыки, при этом не получая вреда.
Если же определенные правила не соблюдаются, у ребенка могут появляться серьезные проблемы как физического, так и психологического характера. Электромагнитное излучение, которое смартфон оказывает на детский организм, пагубно сказывается на развитии ребенка: снижается коэффициент развития интеллекта, рассеивается внимание. Кроме этого, ухудшается физическое здоровье ребенка. В связи с тем, что ребенок долгое время погружен в работу с телефоном, у него происходит раскоординация между командами мозга и действиями рук, развивается близорукость, возможно развитие воспалительных заболеваний глаз. Искривление позвоночника достаточно часто встречается у юных пользователей смартфонов. Психологические проблемы, которые испытывает ребенок, зачастую, являются следствием активного использования смартфона. Ребенок не умеет общаться со сверстниками, не умеет выстраивать коммуникативные связи, у него не происходит полноценной социализации. Круг его интересов сужен до игр и социальных сетей, которые есть в смартфоне.
Смартфоны в школе
Использование смартфонов или других «умных» гаджетов в школе явление, с которым еще предстоит разобраться. Но уже сейчас можно однозначно говорить, что из-за смартфонов дети постоянно отвлекаются, а, значит, не усваивают в полной мере материал, который дается на уроке. К тому же, учителю достаточно сложно переключить внимание ученика на себя и свой предмет со смартфона. Мемы и общение с «виртуальными» друзьями значительно более привлекательны, нежели теоремы по геометрии или изучение деепричастного оборота. Пока говорить о полном запрете гаджетов в школе не приходится. Многие эксперты сходятся во мнении, что ни к чему хорошему полный запрет не приведет. Поэтому очень важно, чтобы ребенку доходчивым языком объясняли и в школе, и дома, почему не нужно пользоваться смартфоном во время уроков.
Смартфоны стали неотъемлемой частью жизни современного общества, и мнения о влиянии этих устройств на детей разделяются. Одни родители считают, что смартфоны могут быть полезными, предоставляя доступ к образовательным приложениям и информации. Они отмечают, что технологии развивают у детей навыки, необходимые в будущем. Другие же выражают опасения по поводу чрезмерного времени, проведенного за экранами, что может привести к проблемам с концентрацией, сном и даже социальными навыками. Психологи предупреждают о рисках зависимости и негативном влиянии на психическое здоровье. Важно найти баланс, чтобы дети могли использовать технологии с пользой, не забывая о физической активности и общении с окружающими.
Начните с себя
Для того, чтобы у ребенка с детства начинали выстраиваться правильные отношения с техникой, родителям необходимо уделять этому аспекту достаточно много внимания. В первую очередь надо начать с самих себя: контролировать, как часто вы «залезаете» в свой смартфон, проверяете почту, отвечаете на сообщения, читаете новости, играете в игры. Ребенок копирует ваше поведение. И если вы не научитесь контролировать себя, то и требовать того же от ребенка будет крайне сложно.
Психологи советуют объяснять ребенку, что вести себя нужно одинаково, как в реальной жизни, так и в интернете. В этом случае ребенок не будет воспринимать смартфон, как возможность уйти от реальности. Немаловажно, чтобы вы стали посредником между вашим ребенком и смартфонов. Задавайте вопросы, просите что-то найти в интернете, задавайте задачи, чтобы у ребенка было желание исследовать реальный мир через смартфон, а не уходить от этого мира. Всегда нужно уделять ребенку столько времени и внимания, чтобы ему самому хотелось проводить время с вами, а не со смартфонов. Находите альтернативные игры и занятия. И ни в коем случае не отвлекайте ребенка смартфоном, если сами хотите отдохнуть. Почитайте вместе книгу, попросите ребенка помочь вам.
Первый смартфон
Давать ребенку смартфон нужно не ранее 3 лет. До этого возраста происходит формирование церебральных механизмов, которые в дальнейшем будут использоваться для более сложного обучения. В этом возрасте ребенок учится воспринимать информацию, хранить её, обрабатывать. К тому же, многозадачность, которую подразумевает использование смартфона, может привести к дефициту внимание. Психологи советуют покупать ребенку первый смартфон ближе к переходному возрасту. К 13-14 года психическая система ребенка достаточно сформирована для того, чтобы смартфон стал средством связи, а не возможностью уйти в виртуальный мир.
Вопрос-ответ
Какое влияние смартфоны оказывают на развитие детей
Смартфоны могут как положительно, так и отрицательно влиять на развитие детей. С одной стороны, они предоставляют доступ к образовательным приложениям и информации, что может способствовать обучению. С другой стороны, чрезмерное использование может привести к проблемам с вниманием, снижению физической активности и ухудшению социальных навыков.
С какого возраста можно давать детям смартфоны?
Рекомендуется начинать знакомить детей со смартфонами не ранее 2-3 лет, когда они могут осознанно взаимодействовать с устройством. Однако важно контролировать время использования и выбирать качественный контент, чтобы минимизировать негативное воздействие на развитие.
Как ограничить время, которое дети проводят за смартфоном?
Существует несколько способов ограничить время использования смартфонов: установить четкие правила по времени, проводить совместные активности без гаджетов, использовать приложения для контроля времени и поощрять занятия на свежем воздухе и хобби, которые не связаны с экранами.
Советы
СОВЕТ №1
Установите лимиты времени использования смартфона. Определите, сколько времени в день ваши дети могут проводить за экраном, и придерживайтесь этого правила. Это поможет избежать чрезмерного увлечения гаджетами и сохранить баланс между виртуальной и реальной жизнью.
СОВЕТ №2
Выбирайте качественный контент. Обсуждайте с детьми, какие приложения и игры они используют, и помогайте им выбирать образовательные и развивающие ресурсы. Это не только сделает время, проведенное за смартфоном, более полезным, но и позволит вам лучше понять интересы вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Создайте семейные правила использования смартфонов. Обсудите с детьми, когда и где можно использовать устройства, например, запретите их во время семейных ужинов или перед сном. Это поможет установить четкие границы и улучшить общение в семье.
СОВЕТ №4
Будьте примером для своих детей. Если вы хотите, чтобы ваши дети использовали смартфоны ответственно, показывайте им на собственном примере, как правильно управлять временем и контентом. Ограничьте свое собственное время за экраном и активно проводите время с семьей без гаджетов.