Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одаренная множеством талантов, Леся в четырехлетнем возрасте научилась читать, в пять она играла на рояле, в восемь – писала стихи, а в двенадцать лет – печаталась в журналах, самостоятельно выучив 11 языков, в дополнение к своей литературной деятельности, она была превосходным переводчиком.
Великая дочь своего рода
В случае с Лесей, родившейся в семье интеллигенции, весьма уместно будет сказать “Яблочко от яблоньки…”. Ее мать Ольга Косач была известной писательницей, подписывающей свои творения псевдонимом “Елена Пчёлка”. Она была активной участницей женского движения, под ее руководством издавался альманах “Первый венок”. В своей семье Ольга Косач завела традицию общения на украинском языке. Именно она привила своим детям любовь к украинской народной песне, сказкам и традициям.
Отец, Пётр Антонович – юрист по образованию, выходец из дворян Черниговской губернии, ставший предводителем дворянства Ковельского уезда. Очень любил литературу и живопись. С его инициативы в доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты.
Дядя Ларисы по материнской линии – профессор Михаил Драгоманов, известный украинский ученый, известный писатель, публицист, литературовед, фольклорист, общественный деятель, издатель, учёный-историк Киевского университета, затем профессор Софийского университета в Болгарии. Некоторые работы он подписывал псевдонимом “Украинец”. Именно он значительно повлиял на становление Леси Украинки как писательницы.
Несколько страниц из биографии
Родилась гениальная писательница в 1871 году в Новгород-Волынском под именем Лариса Косач. Она была вторым ребенком из шести детей в семье. Так случилось, что первые роды подорвали здоровье ее матери, а после рождения Ларисы ей и вовсе пришлось долго лечиться за границей. Сам же ребенок, рожденный слабым и болезненным, остался “на выживание” с отцом, который так и не смог найти малышке подходящую кормилицу, и ее пришлось вскармливать, прибегнув к весьма редкому в то время искусственному кормлению. Девочка наперекор всем неутешительным прогнозам выжила.
Леся с раннего детства очень любила музыку, училась игре на фортепиано, в будущем мечтала стать композитором. Но болезнь внесла свои коррективы, и ей пришлось забыть о своей мечте. В 1883 году у 12-летней девочки диагностировали туберкулёз костей, и вскоре профессор А. Ринек прооперировал левую руку, удалив кости, поражённые туберкулёзом. Искалеченная рука заставила напрочь забыть о музыкальной карьере. Впрочем, гимназию она также не посещала, что не помешало ей самостоятельно выучить более десятка языков, и написать для младших сестер учебник “Древняя история восточных народов”.
Юношеская любовь
Свое первое увлечение юная писательница испытала, когда ей было пятнадцать, а объекту любви – Максиму Славинскому – восемнадцать. Он был другом старшего ее брата. А позже, когда они встретились в 1892 году, их чувства вспыхнули с новой силой и между ними разгорелся настоящий роман, который по непонятным причинам вскоре закончился. Почему их отношения перешли в дружбу – осталось для истории загадкой. Известно, что мать писательницы Елена Петровна недолюбливала Максима. Однако это вряд ли она могла стать причиной разрыва, ведь Лариса, невзирая на слабое здоровье, была очень упрямой девушкой
В будущем Славинский станет одним из руководителей Центральной Рады, послом Украинской Народной Республики в Праге. А спустя годы, будет арестован чекистами за неблагонадежность, и умрет в тюрьме.
Нестор Гамбарашвили
Биографы украинской писательницы не без основания утверждают, что 24-летняя Леся Украинка была неравнодушна к Нестору Гамбарашвили (1871-1966) – студенту Киевского университета, снимавшему в доме у Косачей комнату. Молодые люди сошлись на общности интересов. Девушка учила парня французскому языку, он ее – грузинскому. (По иронии судьбы, спустя годы, свой жизненный путь Леся закончит в Грузии). Нестор подарил на память барышне кинжал работы старых дагестанских мастеров, что считалось знаком глубокого уважения и доверия. Позже, когда отношения Леси и Нестора внезапно разорвутся, мать будет прятать его от греха подальше.
Уехав на лечение в Крым, Леся узнала, что Нестор в Киеве женился на барышне из богатой семьи. Для девушки это была личная драма, она долго и тяжело переживала предательство любимого. Лариса писала Нестору множество писем, на которые так и не получила ответа. Она также посвящала ему свою любовную лирику, пропитанную горечью. Очевидцы поговаривали, что спустя множество лет после смерти писательницы, Нестора видели в Киеве на ее могиле горько плачущим.
Сергей Мержинский
Однако первой настоящей любовью Леси Украинки биографы все же считают трепетные чувства к товарищу по несчастью, больному чахоткой революционеру Сергею Мержинскому(1870-1891), до самой его смерти остававшемуся ее самым близким другом. Она жертвенно безответно любила, а он, любя другую, ничего кроме крепкой и верной дружбы предложить ей не мог.
. Их встреча произошла в Ялте в 1897 году, куда оба приехали на лечение. Это были два одиноких человека, одолеваемых тяжёлой неизлечимой болезнью – туберкулезом. “Он – скромный молодой мужчина 27 лет, синеглазый, красивый, служащий железных дорог в Минске, демократ, революционер, один из организаторов I съезда РСДРП, большой любитель поэзии. И Она — на год его моложе, хрупкая, худенькая, застенчивая, похожая на совсем юную девушку”.
Справедливости ради, нужно сказать, что Сергей Лесе сначала не понравился, а может, наученная горьким опытом, она боялась увидеть в нем мужчину. Но постепенно в душе девушки, помимо ее воли, зародились глубокие чувства, которые останутся с ней до конца ее жизни. А Сергей, называя ее “Лесей-Ларочкой”, деликатно оказывал ей знаки внимания, а при случае, как другу, рассказывал о своей любви к другой женщине. И нужно ли говорить, что при этом чувствовала Леся?
…Он умер у нее на руках в Минске от туберкулеза легких. У его смертного ложа Леся Украинка написала поэму “Одержимая”. Писательница тяжело пережила смерть любимого. От стресса и переутомления ее собственная болезнь начала прогрессировать. К тому же, ухаживая за больным Мержинским, она заболела еще и легочным туберкулезом, и вскоре ей самой потребовалось серьезное лечение. Родители ее возили по санаториям Карпат, Крыма и Кавказа. Лучшие доктора Европы обследовали и лечили Ларису Косач.
Климент Квитка
Пройдет шесть лет после смерти Сергея Мержинского, и 36-летняя Леся на чтениях литературно-артистического кружка Киевского университета встретит студента первокурсника Климента Квитку, музыковеда и страстного собирателя народных песен, который на девять лет был ее моложе. Их романтические отношения завязались на общих интересах – любви к музыке и народному фольклору. Леся Украинка как-то предложила ему записать песни, которые она знала, и Климент с радостью откликнулся.
Биографы считают, что страсти между парой не было, скорее это была глубокая дружба, доверие, забота. Леся по-матерински опекала Климента, называя его Клёня или Квиточка. В свою очередь скромный, нежный и терпеливый Квитка делом доказал свои искренние чувства к дорогой его сердцу женщине. Во время обострения ее болезни, он продавал все что имел, собирая деньги для лечения жены в Европе, где она лечилась у лучших докторов. Но болезнь продолжала прогрессировать…, а вскоре и вовсе отобрала ее жизнь. Умерла она в 1913 на горном курорте Сурами (вблизи Боржоми). А было Лесе Украинке всего 42.
Климент Квитка после смерти Леси надолго оставался один. В свои 33 он считал себя уже старым. Но прожил еще 40 лет. Аж в 65 лет он снова женился. Его новой избраннице было всего 25 лет. Пианистка Галина Кащеева, как и Леся, умерла в 42 года.
Была ли у Леси нетрадиционная любовь?
Такой вот была личная жизнь великой писательницы, насыщенная любовью и разочарованиями. И подытоживая вышесказанное, хотелось бы закончить словами великой писательницы: “Я не всегда понимаю, за что и почему я кого люблю… Не знаю и, скажу правду, знать не стараюсь. Люблю и все. Любовь абсолютной справедливости не знает, но в этом ее высшая справедливость…” – так она писала своей сестре Ольге.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
25 февраля 1871 года родилась Леся Украинка, самая известная украинская поэтесса.
Личное дело
Леся Украинка (настоящее имя Лариса Петровна Ко́сач-Кви́тка, 1871—1913) родилась в городе Новоград-Волынском (Житомирская область Украины). Ее отец Петр Ко́сач был помещиком родом из черниговских дворян. Получив юридическое образование, он работал в городских, уездных и губернских присутствиях.
Леся росла в большой семье, но особенно близка была со старшим братом Михаилом. За неразлучность их в шутку называли общим именем Мишелосие. Дети получили домашнее образование, затем учились в Киеве у частных преподавателей по программе мужской гимназии.
Когда Лесе было десять, она сильно простудилась во время Крещенских праздников. Поначалу врачи считали, что у нее ревматизм, однако назначенные от него прогревания не помогали.
Спустя два года, летом 1883-го, у девочки диагностировали туберкулез костей. Знакомый семьи, профессор Ринек из Киевского университета сделал операцию, удалив пораженные болезнью кости левой кисти. Операция прошла успешно, но Лесе пришлось оставить так любимую ей игру на фортепьяно.
В 1898 году поэтесса познакомилась в Ялте с Сергеем Мержинским — революционером, основателем политических кружков в Киеве и Минске, одним из организаторов I съезда РСДРП. Мержинский, как и Леся, лечился в Крыму от туберкулеза.
В 1899 году поэтесса перенесла операцию в Берлине, на этот раз ей удалили очаг туберкулеза и бо́льшую часть тазобедренного сустава.
Еще в 1898 году Леся познакомилась в Киеве с Климентом Квиткой — тогда студентом юридического факультета, впоследствии музыковедом, собирателем народных песен. В 1907 году они поженились. У Квитки был туберкулез легких, вместе с Лесей они поехали в Крым, где его болезнь отступила. Поначалу жили в Ялте, затем ненадолго вернулись в Киев, вскоре переехали в Тбилиси (1908), в последующие годы жили в других грузинских городах. Переезды были связаны со служебными назначениями Квитки.
1 августа 1913 года Леся Украинка скончалась в грузинском курортном поселке Сурами в возрасте 42 лет. Похоронена на Байковом кладбище в Киеве.
Чем знаменита
Вместе с Иваном Франко и Тарасом Шевченко входит в тройку основоположников украинcкой литературы.
О чем надо знать
Леся Украинка — активная участница национального движения, боровшаяся за развитие родной культуры и языка.
Прямая речь:
О жизни в грузинском Телави: «Живем мы здесь чуть больше двух месяцев. “Проза жизни” добывается тяжкой ценой, зато поэзию и добывать не надо — сама окружает тебя со всех сторон. Из моего дома виден весь Дагестан, величественный белоголовый кряж. Он далеко, верст за сорок, но в ясные дни и лунные ночи сдается, что он движется, приближается так стремительно, что прямо оторопь берет. Тогда он, словно привидение вновь сотворенного мира, кажется легче облака, прозрачнее льда…
Сестра Леси Исидора Косач об участии поэтессы в демонстрации 1905 года: «Помню, что она рассказывала о большой демонстрации на Невском. В тот день она долго отсутствовала и возвратилась значительно позже обычного. Выглядела усталой, но была довольна и счастлива.
Як дитиною, бувало,
Упаду собі на лихо,
То хоч в серце біль доходив,
Я собі вставала тихо.
Але я не признавалась –
Я була малою горда, –
Щоб не плакать, я сміялась.
А тепер, коли для мене
Жартом злим кінчиться драма
І от-от зірватись має
Гостра, злобна епіграма, –
Безпощадній зброї сміху
Я боюся піддаватись,
І, забувши давню гордість,
Плачу я, щоб не сміятись.
Упадешь, бывало, в детстве.
Руки, лоб, коленки ранишь,—
Хоть до сердца боль доходит,
А поморщишься и встанешь.
Только я не признавалась.
Я была девчонкой гордой —
Чтоб не плакать, я смеялась.
А теперь, когда сменилась
Фарсом жизненная драма
И от горечи готова
С уст сорваться эпиграмма,—
Беспощадной силе смеха
Я стараюсь не поддаться,
И, забыв былую гордость,
Плачу я, чтоб не смеяться. (Перевод С. Маршака)
8 фактов о Лесе Украинке
Материалы о Лесе Украинке:
85 лет назад умерла выдающийся украинский этнограф, публицист и переводчик Ольга Косач (Олена Пчилка)
Потомки Ольги Косач, литературный псевдоним которой Олена Пчилка, сегодня живут в Швейцарии, США и России. В их семьях чтут память Ольги Петровны, ее родного брата — Михаила Драгоманова, ее дочери — Леси Украинки, не забывают украинский язык и продолжают семейные традиции, в том числе кулинарные.
— Алла Георгиевна, как у Ольги Косач появился столь поэтичный псевдоним — Олена Пчилка?
— Однажды Панас Мирный сказал об Ольге Петровне, что она трудолюбива, как пчела, и плодородна, как земля. Это правда. Переводчик, этнограф, публицист, поэт, прозаик, драматург, фельетонист. И мать шестерых детей…
— Образованнейшая женщина своего времени! Переводила на украинский язык Овидия, Сапфо, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Свифта, Мицкевича, Шиллера, Гейне, Диккенса, Андерсена, Уайльда, Мопассана…
— А еще Фета, Надсона, Тургенева, Гете, Шарля Перро, Гюго… Это можно назвать самоотверженностью, если учесть, что именно в это время вышел ряд указов, направленных на ограничение украинского языка. Ольга Петровна ведь хорошо понимала, что может поплатиться за это вынужденной эмиграцией, как ее брат Михаил Драгоманов, а то и арестом, тюрьмой и ссылкой. Муж Петр Антонович, несмотря на то, что от этого страдала его карьера, во всем поддерживал жену.
— Сколько же языков знала Ольга Петровна?
— Думаю, больше пяти. Она закончила киевский пансион благородных девиц — по меркам того времени это была средняя школа. Образование в ней получали прекрасное, я бы даже сказала, уникальное, о чем свидетельствует то, что свой первый рассказ Ольга Косач написала на немецком языке, и он был опубликован в журнале в Германии. Кроме того, всю жизнь Ольга Петровна занималась самообразованием. На формирование ее личности большое влияние оказал и родной брат Михаил Драгоманов, который был старше на восемь лет. Собственно, именно он привез ее из Гадяча на Полтавщине, где они родились, в Киев для учебы. Потом познакомил сестру со своим лучшим другом Петром Косачем, который вскоре стал ее мужем. Петр Антонович был старше жены на семь лет и очень любил ее. Обожал, несмотря на то, что характер у Ольги был непростой. И в зрелые годы супруги признавались друг другу в любви. Ольга посвящала мужу стихи на титульных листах книг, издание которых он оплачивал. С мужем Ольге Петровне очень повезло.
— Петр Антонович был состоятельным по тем временам человеком?
— Юрист, председатель съезда мировых посредников, предводитель дворянства… В начале двадцатого века занимал должности, соответствующие чину генерала. Конечно, он был достаточно состоятельным человеком. Имел земли, имение в Колодяжном на Волыни. Ольга тоже происходила из дворян. Но жили они весьма скромно.
— Женщины модничали?
— Каким был уклад жизни в семье?
— Петр и Ольга Косачи были передовыми людьми своего времени. К крестьянам относились как к равным. Когда начиналась какая-то эпидемия, Ольга с детьми ходила по хатам, раздавала лекарства. Конечно, это было рискованно. Но Бог миловал — никто из них не заразился. Помогал крестьянам и Петр Антонович. Были случаи, когда в результате эпидемии умирала вся крестьянская семья. Чтобы пошесть не распространялась, порою приходилось сжигать крестьянский дом со всем имуществом. И если в семействе выживал хоть один из домочадцев, Петр Антонович помогал ему отстроить жилище.
— Невероятно.
— Дети с раннего детства приучались к труду. Все, кроме болезненной Леси, копались в огороде. Участвовали и в приготовлении обеда, и в сервировке стола. Особенно любили в доме праздники. К Пасхе начинали готовиться за неделю. Куличи замешивали на 300 желтках. Вынув из печи, осторожно остужали на подушках, оберегая от сквозняков, чтобы куличи не осели и не скособочились. Из мяса дикого кабана делали ветчину — Петр Антонович ведь увлекался охотой…
— Алла Георгиевна, насчет куличей на 300 желтках я не ослышалась? Может, на тридцати?
— Нет. В том-то и дело. Семья была огромной. К тому же приезжали гости. Первыми обычно прибывали поздравить Косачей с праздником Михаил Старицкий и Микола Лысенко. Были одеты во фраки. Леся накануне Пасхи наводила порядок в доме, покупала на рынке продукты и пекла сладкое печенье — мазурки. Вероятно, по рецепту из знаменитой кулинарной книги Елены Молоховец.
Рецепт лимонных мазурков, которые пекла Леся Украинка
Натереть на терку цедру одного лимона, а сам лимон сварить до мягкости так, чтобы можно было его легко проколоть соломкой. Вынуть зерна, мякоть растереть, выжать досуха в салфетку, добавить цедру, две трети стакана сахара, 6 желтков, мешать все это около часа добела. Соединить с пеной из 6 белков, всыпать чуть больше трети стакана картофельной муки, вылить в плоскую продолговатую форму, смазанную маслом. Печь до готовности.
— Интересно.
— В доме было уютно?
— Конечно. У Косачей всегда стояли в вазах цветы. Было много вышитых рушников. Диваны покрывали тканью, которая обычно использовалась для плахт. Из нее делали и ковры. Повсюду в доме были книги, ноты (в семье все играли на фортепиано) и картины. И привезенные отовсюду сувениры: вазочки, шкатулочки, статуэтки…
— А чем увлекались в семье Косачей?
— На каком языке общались в семье?
— Могли говорить на многих языках. Но преимущественно — на украинском и русском.
— Как Леся Украинка заболела туберкулезом?
— Версий несколько. Основная — из-за простуды. Недуг прогрессировал с каждым годом. Семья боролась за жизнь Леси, как могла. Ее лечили самыми передовыми лекарствами и методами. Но ничего не помогало. Ольга Петровна куда только ни возила дочь. Леся лечилась в Германии, Австрии, Италии, Египте, Грузии… Жаль, что незабываемые впечатления сопровождались порой невыносимыми болями.
— Леся Украинка умерла совсем молодой — в 42 года. А за несколько лет до этого Ольга Петровна Косач потеряла сына Михаила…
— Михаил умер совершенно неожиданно в возрасте 34 лет. Он был здоровым и успешным во всех отношениях человеком. Красавец, умница, приват-доцент Харьковского университета… Счастливый муж и отец недавно появившегося на свет ребенка. И вот однажды, возвращаясь в жаркий день после экзамена домой, выпил квасу и… отравился. Сначала не придал недомоганию особого значения. А когда в тяжелом состоянии попал в больницу, спасти его оказалось невозможным. Промучившись несколько дней, Михаил умер. А Леся угасала у матери на глазах долгие годы. Ольга Петровна знала, что смерть неотвратима, но в душе все-таки надеялась на чудо. И не переставала бороться за жизнь дочери.
— Как же Ольга Петровна пережила эти две страшные трагедии?
— Когда умер Михаил, а потом и Леся, Ольга Петровна была близка к помешательству. Семья не знала, как ее спасти. Это было очень страшно. И в то же время, нужно сказать, Ольга Петровна была невероятно сильной женщиной.
— Да. Ольга Петровна показывала детям волынские леса, рассказывала интересные истории.
— Отношения с дочерью у Ольги Петровны были близкими?
— Нельзя сказать, что они стали друг для друга подругами. У обеих были очень непростые характеры. Леся уже давно выросла, стала известным поэтом, а мать время от времени вмешивалась в ее тексты. Дочь иногда обижалась. Но в целом отношения были хорошими. В одном из писем Леся писала, что за маму готова отдать жизнь.
— Долгое время Леся жила с Климентом Квиткой в гражданском браке. Как относилась к этому мать?
— Нравы в семье были достаточно демократичные. В гражданском браке жила и Лесина сестра Оля. Что касается избранников и избранниц своих детей, ко всем Ольга Перовна относилась поначалу немного ревностно. Но со временем с каждым зятем и невесткой сумела подружиться.
— Ольга Петровна прожила 81 год. Последние годы были, как и в молодости, наполнены трудом. В возрасте 75 (!) лет Ольга Петровна стала членом-корреспондентом украинской Академии наук.
— Она постоянно ездила в командировки по Украине, изучала народное творчество. Ей удалось издать воспоминания о Михаиле Драгоманове и Миколе Лысенко, сборники о легендах и песнях, а также о настенных росписях хат.
—От чего она умерла?
— Рассказывают, что в январе 1929 года простыла в холодном помещении театра, где смотрела спектакль. Грипп дал осложнение — летом она уже не могла ходить. А осенью Ольгу Петровну ждало еще одно испытание — ночью к ней явились с обыском и намерением арестовать как врага народа. Правда, не обнаружив в доме ничего запрещенного, лежачую больную не тронули. Жить ей оставался ровно год. Умерла Ольга Петровна Косач 4 октября 1930 года. Похоронили ее на Байковом кладбище — рядом с дочерью Лесей, сыном Михаилом и мужем Петром Антоновичем.
Сто лет назад в возрасте 42 лет от туберкулеза скончалась украинская писательница и поэтесса Леся Украинка. В советское время Украинка – ее настоящее имя Лариса Косач-Квитка – входила в официальный пантеон классиков многонациональной литературы, не только из-за несомненного таланта, но и потому, что придерживалась левых политических убеждений. В независимой Украине Леся Украинка также осталась классиком – прежде всего из-за борьбы за развитие украинской культуры и украинского языка, за абстрактные требования национальной свободы.
На Украине трагический юбилей отмечают на государственном уровне. В Киеве открылась уникальная выставка, посвященная 100-летию памяти Леси Украинки: представлены прижизненные издания ее произведений, сборники стихов и перевод “Книги песен” Генриха Гейне. Несмотря на масштаб фигуры украинской поэтессы, из-за отсутствия у государства необходимых средств до сих пор не издано полное собрание ее сочинений. Последнее собрание датируется 1970 годом.
Леся Украинка родилась на Волыни. Писать и печататься начала в 12 лет. Она прекрасно владела русским языком, с детства знала греческий и латынь, переводила мировую классику с немецкого, французского, итальянского и английского. Но родным языком был и оставался украинский. Вся ее деятельность и творчество, как отмечают критики, были направлены на то, чтобы сбросить с человека оковы, мешающие его свободному развитию. Со времени учебы в Киевском и Петербургском университетах Украинка участвовала в революционном движении. Царская цензура запретила издавать стихи Леси Украинки в России.
Утверждается, что памятные места, связанные с именем поэтессы, обладают особой притягательной силой. Больше всего таких “магических точек” в Киеве. На небольшом отрезке улицы Саксаганского, в квартале друг от друга, стоят два дома, в которых в разное время жила Украинка. В одном из них сейчас размещается музей. Немало памятных мест есть и в Крыму, где поэтесса прожила несколько лет. Последние годы жизни Ларисы Косач прошли в путешествиях на лечение в Египет и на Кавказ. Вместе с мужем, Климентием Квиткой, она работала над собранием фольклора, обрабатывала собственные драмы. Скончалась поэтесса, у которой еще в детстве диагностировали туберкулез костей, в грузинском городе Сурами, а похоронили ее на Байковом кладбище в Киеве.
Основная тема произведений Леси Украинки – образ идеальной земли, земного рая, который называется Украина. Феномен ее таланта, считают литературоведы, заключался в том, что она одновременно плодотворно работала в разных литературных жанрах: поэзии, эпосе, драме, прозе и публицистике. Она известна прежде всего своими сборниками стихов – “На крыльях песен”, “Думы и мечты”, поэмами “Старая сказка” и “Одно слово”, драмами “Лесная песня” и “Кассандра”, переводами на украинский с различных языков. Едва ли не в каждом областном центре современной Украины есть улица или площадь, названные в ее честь. Имя Леси Украинки носят Волынский национальный университет в Луцке и Национальный академический театр русской драмы в Киеве. Портрет поэтессы изображен на двухсотгривенной банкноте, ей установлены памятники не только на Украине, но и в России, Белоруссии, Грузии и Канаде.
Творчество Украинки до сих пор привлекает исследователей. Несколько лет назад киевская писательница Оксана Забужко выпустила беллетризированную биографию Украинки под названием “Богоматерь Украины: Украинка в конфликте мифологии”. О мифах вокруг имени Леси Украинки, о восприятии ее имени в советскую эпоху и в новой независимой Украине РС рассказала заведующая киевским Музеем Леси Украинки Ирина Щукина.
– В советское время главный акцент ставился на лирике Леси Украинки, ее стихах революционного направления, в которых чувствовалась энергия борьбы, сопротивления, противостояния злу и рабству. Сейчас мы видим, что в творчестве Леси Украинки все это было в определенной мере, конечно, и было связано и с революционными событиями тоже, но такие моменты неизменно наполнялись глубокими размышлениями о сущности национального характера. Она воспринимала территорию Украины (которая в царской России называлась Малороссией) всей душой и чувствовала, что это не свободная страна. Этот дух сопротивления, жажду перемен и свободы она адресовала своему народу и своей стране, а вовсе не борьбе капитала и рабочего класса.
– Я пролистал биографию Леси Украинки советского времени. Советский канон таков: она прямо едва ли не подруга Владимира Ленина – та же дворянско-интеллигентская среда, как-то идеологически все подточено под то, что и в Симбирске, и в Петербурге, и в Киеве освободительная борьба с проклятым царизмом шла в одном русле. А как было на самом деле?
– Я не могу сказать, что это на сто процентов неправильно. Идея социал-демократии не была чужой для украинской молодежи. Тогда это движение охватило, собственно говоря, всю Европу. Но после революции 1905 года настроения изменились. Леся Украинка стала изучать историю революций, в первую очередь французской революции, и сделала очень и очень неутешительные для себя выводы. Она писала о том, что завоевания революции держатся тем дольше, чем больше пролито крови. Она писала о том, что во время революций, как правило, уничтожаются культурные ценности. Леся Украинка, конечно, не могла принять ни то, ни другое.
В советский период никто не акцентировал внимание на том, что Леся Украинка – аристократка, что у нее и по линии отца, и по линии матери дворянские корни. Отцовская линия – вообще герцоги. Никто не акцентировал внимание и на том, что близкие Леси Украинки, члены ее семьи были репрессированы в сталинское время. Лесина младшая сестра Изидора вообще в лагерях провела несколько лет, был репрессирован муж Леси Украинки Климент Квитка и муж ее сестры Ольги Михаил Кривенюк. Мама Леси Украинки, известная писательница и общественный деятель Олена Пчилка (это псевдоним, а настоящее имя – Ольга Петровна Косач), как считалось, входила в организацию “Союз освобождения Украины”, а потому ее едва не арестовали в 1930 году. Она была тяжело больным человеком, прикованным к постели, и только это остановило людей, которые пришли забрать ее в тюрьму. Ближайшее окружение Леси Украинки, ее друзья и единомышленники также прошли через полосу репрессий. Вообще в полном собрании сочинений Леси Украинки 1970-х годов мы многих имен не встречаем, имен тех людей, которые в свое время были названы буржуазными националистами.
– Украинка умерла в 1913 году, не дожила четыре года до Октябрьского переворота. Вы задумывались, с кем бы она была во время драматических событий конца 1910-х годов на Украине?
– Мне кажется, она бы была в числе репрессированных.
– А кого бы она поддержала? Она поддержала бы революцию, Петлюру или Украинскую народную республику? Или уехала бы в эмиграцию?
– Не думаю, ее родственники же не уехали в эмиграцию почему-то. Люди старались жить на родине и служить своему народу. Лесина мама, оставаясь на территории Украины, продолжала воспитывать молодежь в духе преданности своей земле. Мы, кстати, даже не задумываемся над звучанием псевдонима Леси Украинки. Ведь не существовало официально такого народа – украинцы, их называли малороссами. И Леся Украинка, как раз для того, чтобы определенным образом подчеркнуть, к какому народу она принадлежит, выбрала этот псевдоним. Она утверждала, что есть такая нация.
– Какого рода, какого характера было ее украинство? Она выступала за независимость Украины от России?
– Она была воспитана во взглядах своего дяди Михаила Драгоманова, которого называла своим духовным отцом, а Драгоманов был просвещенным европейцем. Национализм не был ей свойственен. Леся Украинка знала 12 языков, она сделала море переводов на украинский. В связи с тем, что она “по жизни” должна была лечиться, то много ездила по миру и понимала международный контекст того времени. Ей было важно, чтобы украинский народ имел возможность говорить на своем языке, печатать книги на своим языке, чтобы в театре звучала родная песня, чтобы все это не было под запретом. Чтобы было свободное развитие культуры и возможность самим создавать свою историю. Она в абстрактном смысле все время говорит о том, что хотела бы видеть Украину свободной. Но вот такого понятия – независимость – я не припоминаю в ее работах и творчестве, хотя, в принципе, по ее мыслям и настроениям стремление к национальной свободе прочитывается.
– Как вы думаете, она хороший писатель, она великий украинский писатель, она писатель средней руки, возведенный в ранг классика в силу политических обстоятельств и трагической судьбы?
– Не буду излагать вам собственное мнение, но многие очень серьезные люди, которые занимаются изучением литературы, говорят о том, что Леся Украинка – гений. И я слышала не один раз, как люди говорят, что она – знаковая личность в истории Украины.
– Биография Леси Украинки, написанная несколько лет назад Оксаной Забужко, называется Notre Dame d’Ucraine. Забужко называет Лесю Украинку украинской Богоматерью. Как вам такое определение?
– Оно мне не слишком по душе. Просто я уже энное количество лет работаю с материалами, которые связаны с Лесей Украинкой, и могу предположить, что она сама была бы категорически против такого определения. Она была человеком очень скромным, старалась помочь другим людям и послужить важным делам, не жалея себя. У нее крестьяне в селе Колодежное болели тифом, и она, подвергая себя опасности, делала им уколы. Есть и еще одна история, связанная с именем российского социал-демократа Сергея Мержинского: в последние месяцы его жизни Украинка, подвергая себя опасности заразиться туберкулезом (к которому она и так была склонна), поехала к нему и была рядом с ним, потому что ощущала это как свой долг.
– В каких строках для вас – суть творчества Леси Украинки?
– Я прочитаю маленький фрагмент, который мне особенно дорог. Это стихотворение написано в тот период, когда Леся Украинка жила в доме, в котором сейчас находится наш музей. Эти строки касаются ее творческого состояния, периода, когда приходит вдохновение. Я прочитаю только начало:
Як я люблю оці години праці, Коли усе навколо затиха Під владою чаруючої ночі, А тільки я одна неподоланна Врочистую одправу починаю Перед своїм незримим алтарем.
Читайте также: